Оценка частного дома в Хабаровске
06.08.2021 |
Время на чтение
Если документ о стоимости дома с участком необходимо предоставить в суд, нотариусу, страховую компанию или банк, тогда вам нужно привлечь независимого оценщика. Как сделать оценку жилого дома в Хабаровске — ответы в нашей статье.
Для чего нужна оценка частного дома
Оценка дома с земельным участком может понадобиться в различных случаях. Например:
- при совершении сделки купли-продажи или дарения;
- при оформлении наследства у нотариуса для расчёта госпошлины;
- при возникновении спора (например, при разводе супругов) для суда;
- по требованию органов опеки;
- при залоге имущества в банке;
- в случае покупки дома (коттеджа) в ипотеку;
- при страховании жилья;
- при внесении имущества в уставной капитал компании;
- для определения начальной цены имущества на торгах и аукционах;
- при банкротстве и ликвидации фирмы-владельца имущества.
Если вам нужна только справочная информация о рыночной стоимости своей недвижимости, закажите экспресс-оценку дома без составления отчёта.
Как сделать оценку жилого дома в Хабаровске
- Выбрать оценочную компанию.
- Подготовить пакет документов на дом и земельный участок.
- Вызвать оценщика для осмотра.
- Дождаться подготовки отчёта об оценке дома.
1. Выбор оценочной компании
Оценить частный дом, а также земельный участок могут только оценщики, которые: а) имеют квалификационный аттестат по направлению «Оценка недвижимости»; б) застраховали свою ответственность на сумму не менее 300 тыс. рублей; в) являются членами СРО оценщиков. Ознакомьтесь с документами экспертов на официальном сайте или в офисе оценочной компании.
Оценивая дом для ипотеки, проверьте аккредитацию оценочной компании в банке-кредиторе.
Определите ключевые условия оценки дома: для чего нужен отчёт, объект оценки, состав объекта, характеристики объекта оценки и его оцениваемых частей, вид стоимости, дату проведения осмотра и прочее.
2. Документы для оценки дома и участка
Список документов, необходимых для оценки индивидуальных жилых домов с участком:
- копия паспорта заказчика;
- выписка из ЕГРН на дом;
- технический паспорт дома (поэтажный план, экспликация дома);
- выписка из ЕГРН на земельный участок;
- кадастровый план земельного участка (при наличии);
- справка о балансовой стоимости участка (для юридических лиц);
- для строящихся зданий — проектно-сметные документы.
3. Выезд оценщика на объект
В назначенное время оценщик прибудет на осмотр объекта недвижимости. Убедитесь, что всё можно беспрепятственно осмотреть, иначе эксперт сделает в отчёте отметку о причинах, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с непроведением осмотра.
Оценщик будет фотографировать участок и всё, что на нём находится: дом, сараи, забор, баню, дорожки, хозяйственный блок, гараж и прочие строения.
В доме фотографируют:
- входную зону;
- коммуникации;
- каждую комнату с разных сторон;
- санузлы;
- котельную;
- мансарду, террасу, подвал, чердак, подсобки, кладовки и пр.
Оценка дома для вступления в наследство делается без выезда оценщика на объект.
4. Подготовка отчёта об оценке дома
Для определения стоимости дома и участка, оценщик исследует рынок недвижимости в сегменте объекта оцениваемого имущества и проводит анализ данных, представленных заказчиком.
Факторы, влияющие на стоимость дома и земельного участка:
- местоположение объекта;
- инфраструктура;
- экологическая ситуация в районе расположения объекта;
- форма, площадь и рельеф земельного участка;
- транспортная доступность;
- наличие коммуникаций в доме (канализация, газ, вода, электричество);
- материал стен дома;
- физический износ (состояние) дома;
- дополнительные удобства в доме.
Если на участке имеются дополнительные строения (например, баня, гараж, летняя кухня), то их цена может увеличить итоговую рыночную стоимость объекта оценки.
В процессе исследования определяется итоговая рыночная стоимость жилого дома и земельного участка (суммируется стоимость участка, дома и дополнительных строений).
Подготовка отчёта об оценке недвижимости занимает в среднем 1–5 рабочих дней. Отчёт об оценке дома с участком составляется на бумажном носителе, сшивается, скрепляется печатью и подписывается оценщиком. Отчёт может быть представлен и в электронном виде, в таком случае документ подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП) оценщика.
Отчёт действует 6 месяцев с даты составления.